Глубина (Лукьяненко), 1996

Глубина (Лукьяненко), 1996
Глубина (Лукьяненко), 1996

Глубина́ — название виртуальной реальности в фантастическом цикле Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений» — «Фальшивые зеркала» — «Прозрачные витражи». Первая книга цикла была написана в 1996 году на спор: автор взялся доказать А. Черткову возможность «киберпанка с человеческим лицом».

В узком смысле слова, Глубина в романах Лукьяненко — это изменённое состояние сознания, индуцируемое движущимся гипнотическим изображением, генерируемым дип-программой. В таком состоянии всё происходящее на экране кажется реальным. Компьютерная графика кажется реальным изображением (все недостающие детали домысливаются), машинный перевод превращается подсознанием в связный и правильный текст, действия персонажа кажутся собственными, выстрелы в персонажа вызывают боль и т. д. При этом одинаковые условные изображения одинаково домысливаются и воспринимаются людьми разного пола, возраста и профессии. Находящийся в Глубине прекрасно осознаёт, что он в виртуальной реальности, но не воспринимает происходящее вне компьютера (хотя реальные удары могут причинить боль).

По легенде книги, дип-программа (deep.exe) была написана российским программистом Дмитрием Дибенко в состоянии наркотического опьянения и запущена им в сеть как вариант релаксационного видеоряда. Гипнотический эффект программы выявился лишь со временем. Позднее крупнейшие компьютерные корпорации скоординировали усилия и создали единое виртуальное Интернет-пространство, подобие мега-портала — Диптаун (Deeptown).
Глубина в широком смысле есть многопользовательское виртуальное пространство, рассчитанное на использование дип-программы; в первую очередь, Диптаун.

Дайверы

По сюжету трилогии обычный человек не может выйти из глубины произвольно — психика не даёт возможности отвлечься от дип-программы, делающей нарисованный мир реальным. Выход возможен лишь в отдельных местах виртуального мира, которые специально оформлены, воспринимаются как «дверь между мирами» и представляют собой дип программу, прокрученную вспять. В качестве таких мест используют квартиры или номера в виртуальных отелях, где установлены терминалы, имеющие вид обычных компьютеров. Через эти терминалы входят в виртуальный мир и выходят из него. При невозможности добраться к такому месту человек выйдет из глубины только когда запустится программа выхода. Её запускает таймер, встроенный в операционную систему пользователя. Если в ОС пользователя таймер отключён, и рядом с ним нет никого, кто может вывести его из глубины извне, он может даже умереть от истощения.

Крайне небольшое число людей (1 из 300000) способно выходить из Глубины простым усилием воли. Эти люди называются дайверами (по аналогии с дайверами-подводниками, см. Дайвинг). Другой изначальной способностью дайверов является умение визуально отслеживать (буквально видеть в Глубине) уязвимые места защиты доступа к данным, что ставит их на одну ступень с сильнейшими хакерами и даёт возможность крупных заработков, связанных со взломами, хищением данных, проверкой систем безопасности и тому подобным. При этом дайверы зачастую относительно слабо разбираются в компьютерной технике, полагаясь в первую очередь на свои способности.

Дайверы — замкнутый круг людей с собственным кодексом. Дайверы считают делом чести спасать заигравшихся «чайников», отключивших аварийный таймер, и зачастую работают в специально предназначенных для этого службах спасения. Своё дайверство они не афишируют, свою реальную личность раскрывают с крайней неохотой, зачастую как знак абсолютного доверия товарищу. Могущественные в Глубине, в жизни дайверы — обычные, незащищённые люди.
Согласно автору реальность существования людей-дайверов многими ставится под сомнение, так как дайверы своё существование не афишируют. По мнению некоторых учёных (которые, нередко, не являются сами пользователями Глубины, а лишь изучают её с точки зрения психологии и социологии), дайверы — лишь миф виртуального мира.

Во второй книге («Фальшивые зеркала») выясняется, что дайверы стали не нужны и исчезли, превратившись в миф. Одни утратили свои способности, а остальным пришлось искать другую работу, так как по неизвестным причинам всех пользователей «Глубины» стало выбрасывать из виртуальности через сутки после входа.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

11 + 7 =